Сюжеты с храмовыми индийскими
танцовщицами невероятно популярны во всем мире. Достаточно вспомнить знаменитый
балет Л. Минкуса "Баядерка", которым восхищалось не одно поколение зрителей, а
исполнительницами заглавной партии были многие великие балерины, включая А.
Павлову, Г. Уланову, Н. Макарову, чтобы представить себе массовый интерес к этой
истории. Но мало кто знает, что баядерка - это не просто танцовщица, а
сакральная проститутка, добровольно или в результате обета вступившая на путь
свободной любви во имя служения определенному божеству. Правда, русские
сценаристы вывели ее неприступной и гордой девушкой, которая, не желая достаться
сластолюбивому жрецу, готова даже расстаться с жизнью. А вот что писал
голландский путешественник XVIII века Ставоринус по поводу истинных нравов,
господствующих среди индийских баядерок. "Если во время танца баядер зритель
хочет получить удовольствие с одной из них, он может тут же удовлетворить свое
желание за умеренную цену. Остальные женщины продолжают танцевать, как ни в чем
не бывало". Ритуальная проституция некогда существовала почти во всех
странах и считалась вполне обыденным явлением. Когда на смену древним культам,
совершавшимся на открытом воздухе, пришли храмы, женская свита бога получила там
свои помещения, где и занималась таинствами любви или ритуальными
совокуплениями. Одалиски, баядеры, зонах, жрицы считались почетными членами
общества, священными служительницами храмов, а потому обожествлялись и
идеализировались, несмотря на свое ремесло. Собственно говоря, такая проституция
вовсе не считалась грехом, напротив, она поощрялась обществом, как действо,
угодное богу и человеку. Самые интересные свидетельства сакральной проституции
оставил в своей "Истории" древнегреческий писатель и исследователь Геродот. "В
Вавилоне существовал храм Милитта. Каждая вавилонянка была обязана один раз в
своей жизни отдаться в этом храме иностранцу". Только иностранцу позволялось
воспользоваться правом свободного совокупления с вавилонскими дамами, при этом
не имело никакого значения замужем она или непорочная дева. Богатые вавилонянки
проезжали мимо храма в колесницах, окруженные многочисленной челядью, и искали
взгляды приезжих купцов. Менее богатые или просто бедные входили за ограду храма
и сидели там, повязав голову лентой. Территория за оградой была разделена с
помощью веревок на определенное число аллей. Женщины располагались по одну
сторону, а иностранцы, выбирая их, прохаживались по другой, бросая тем, кто
приглянулись, монеты в колени. Отвергать мужчину, какой бы мизерной ни была
плата, женщина не имела права. Исполнив свой долг перед богиней, вавилонянка
возвращалась домой. Но некоторые некрасивые дамы, случалось, проводили в храме
более трех лет, прежде чем их выбирал какой-нибудь не менее уродливый мужчина.
В других странах сакральная проституция освещала дорогу к браку. Так, у
армян дочери наиболее знатных семейств занимались совокуплением в храме Анаитиса
в течение длительного периода, прежде чем выйти замуж. Некоторые девушки
закреплялись за храмом и должны были сексуально обслуживать жрецов и
иностранцев. В Лидии подобный обычай позволял накопить девушкам значительные
суммы, которые они отдавали своим возлюбленным, когда выходили замуж. Зонах
Ближнего Востока были священными проститутками и одновременно пророчицами.
Однако в Иерусалимском храме женщины жили в отдельных кельях, занимаясь
ткачеством, вышиванием покрывал для божественных статуй. Такими же накидками
покрывали и каменные фаллосы, установленные рядом с алтарем. Вместе с женщинами
в храме проживали и мужчины, в обязанности которых входила дефлорация
девственниц. Кстати, именно в Израиле проституцией занимались женщины, только
что вышедшие замуж. Их место было на вершине горы, в окружении дубов и тополей.
Не случайно пророк Осия гневно обвиняет своих сограждан, в том, что они
позволяют женам и невесткам свободно отдаваться их сыновьям и братьям. Кстати, в
Палестине религиозные реформаторы выгнали проституток из храмов, но не из
соображений высокой нравственности, а только потому, что матриархальная богиня
создавала серьезную конкуренцию богу Яхве. Свидетельством тому, что жрецы Яхве
не осуждали проституцию, является сбор налогов только с тех представительниц
древнейшей профессии, которые занимались любовью в непосредственной близости от
божественного святилища. Отцы церкви на Кипре, почитавшие богиню Афродиту,
считали, что она сама была куртизанкой. Поэтому в Пафосе, как и в других
божественных храмах, обязательно проживала группа сакральных проституток. Любой
рожденный от них ребенок мог вполне стать царем страны. Почтительное отношение к
храмовым жрицам любви особенно отчетливо проявлялось в Индии. Так, в южной Индии
в тамильской касте ткачей из каждой семьи непременно отдавали одну дочь в
божественные проститутки. Только в одном храме Танжор их насчитывалось более
четырехсот. А в Травонкоре каждая танцовщица обязательно сочеталась браком со
своим божеством, роль которого исполнял жрец. С этого момента она ублажала своим
телом каждого прихожанина, явившегося поклониться своему богу. А вечером
преданная супруга размахивала зажженными лампадами перед идолом, пела псалмы,
воспевала любовь как высшее земное наслаждение. Безусловно, у наших предков
было иное отношение к вопросам любви и свободного секса. И только позднее
христианство внесло в этот обычай строгость нравственных запретов. Но искоренить
навсегда проституцию было не под силу ни Новому Завету, ни пророку Мухаммеду.
Проституцией, с точки зрения новых религиозных норм и общественной морали, стало
заниматься стыдно, но не менее прибыльно и выгодно. Вплоть до XVIII века
куртизанки во Франции играли значительную роль в политических интригах и
дворцовых переворотах. Да и в России на куртизанок, обличенных вельможной
властью. смотрели с уважением. Пример тому, брак Петра I с Екатериной. Пройдя
через руки не одного мужчины в качестве проститутки, она достигла царского трона
и без излишнего стеснения утвердилась на нем в качестве великодержавной
правительницы. Впрочем, XX век принес свои сюрпризы и парадоксы. Сегодня в
некоторых странах Запада создаются профсоюзы проституток, которые отстаивают
права современных жриц любви самым радикальным образом. А еще вчера вся планета
с интересом обсуждала связь американского президента и Моники Левински во всех
интимных деталях. Кто следующий?