"Камасутра" это прежде всего
типичный научный трактат. Причем написан он был не для всех, а лишь для
представителей высших каст Древней Индии. Знание "Кама Сутры", составленной на
санскрите, являлось признаком большой учености. Книга предназначалась в первую
очередь для чтения раджей и "развитых женщин": царевен и гетер. Радже
"Камасутра" была просто необходима. Дело в том, что, с точки зрения древних
индийцев, царь должен был уметь делать три основных вещи: управлять страной,
защищать подданных и предаваться удовольствиям. О том, сколь значительное место
в системе ценностей образованных индийцев занимал научный секс, свидетельствует
характерная история. Одна ученая дама вызвала на диспут монаха. Ему очень не
хотелось проигрывать, но в то же время он не владел искусством "Кама Сутры", так
как хранил обет безбрачия. Монах попросил два месяца на подготовку. Как раз в ту
пору скончался молодой раджа. Монах, недолго думая, переселился в его тело,
оставив свое ученикам на сохранение, и в течение двух месяцев ничего не
подозревавшие жены раджи обучали монаха любовным премудростям. В конце концов
жены почувствовали неладное - слишком уж умным стал им казаться их супруг. Тогда
хитроумный монах срочно вернулся в свою прежнюю телесную оболочку. В итоге монах
ученую даму переспорил. К слову, научная форма для изложения такого рода
сведений была совершенно необходима. Если бы содержание книги не было облечено в
форму чисто рассудочной классификации, это было бы воспринято читателями как
своего рода литературное хамство. Особо следует отметить, что "Камасутра" не
просто "технологическая инструкция", но и этика-прикладное произведение. Браки в
Древней Индии были, как правило, неравными. Невесте обычно было 8 - 13 лет,
жениху - в 2 - 3 раза больше. Зачастую до свадьбы молодожены не видели друг
друга ни разу. Совместная жизнь начиналась с постепенного, сексуального обучения
мужем его молодой супруги. Институт "первой брачной ночи" отсутствовал. Помимо
этого, "Камасутра" служила своего рода "уставом", регулировавшим внутри гаремные
отношения. На первый взгляд, в этой книге много забавных и малопонятных
европейцу моментов. Например, поведение сексуальных партнеров очень часто
приводится в соответствие с действиями животных и птиц. В данном случае надо
помнить, что люди, жившие в традиционном обществе, были гораздо ближе к природе,
чем мы. Они прекрасно представляли себе наиболее характерные черты и повадки
окружавших их животных. Конечно, современному горожанину гораздо проще объяснить
ту или иную сексуальную коллизию "на словах", а еще лучше - "на пальцах".
Древнему индийцу достаточно было просто сказать: действуй, как олень или как
кабан... Особую сложность для понимания могут составить упоминаемые в "Кама
Сутре" многочисленные "звуки близости": все эти "пхут", "сат", "сут" и т. п. Это
не транскрипции звуков, а скорее, их названия. Любовные звуки часто издавались
на вдохе. Европейцы, как правило, пользуются в этих случаях членораздельной
речью. Древние индийцы обходились соответствующими восклицаниями. Многих
читателей может поразить обилие "садистских" моментов в книге: все эти
бесконечные шлепки, удары и укусы. Согласно "Кама Сутре", любовное удовольствие
"подобно состязанию, ибо любви свойственны распри и дурное настроение". Вообще,
древние индийцы обладали другим типом чувственности, нежели мы. Боль,
порывистость, а также грубость, олицетворявшая мужественность, способствовали
получению наивысшего удовольствия. Нам это чуждо потому, что мы более
закрепощены и сосредоточены на социальных проблемах. Еще сто лет назад люди
могли "сохнуть" и "умирать от любви". Сейчас этого не происходит. Отношение
древних индийцев к любви также было отличным от современного. В сознании
индийцев отсутствовал индивидуализм. Они были убеждены в том, что, коль скоро
родители выбрали им жениха или невесту, то они будут любить друг друга всю
жизнь. "Камасутра" же выступала как один из главных помощников в деле укрепления
семейных уз. Тем не менее, несмотря на ее столь древнее происхождение,
"Камасутра", как мне кажется, может быть актуальной и сегодня. Во-первых,
это один из вариантов эротического чтения: очень часто "наукообразная" эротика
оказывает более сильное распаляющее воздействие, нежели откровенно вульгарная.
Во-вторых, сексуально закомплексованным людям эта книга позволяет
почувствовать себя более свободно, так как выглядит "солидно и убедительно".
В-третьих, сегодня, когда женщины становятся все более мужеподобными, есть
необходимость дополнительной поддержки естественного баланса между полами, и
здесь "Камасутра", узаконивающая "грубую" мужскую доминанту, оказывается весьма
полезной.